Московский открытый социальный университет
Составители: доктор пед. наук,
профессор В. А.
Сластенин
и канд. психолог, наук Л. В. Темнова,
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По выполнению и
оформлению дипломной работы
Под общей
редакцией: канд. пед. наук, доцента
В. А. Солоницына
Москва, 2002.
Введение
Данное методическое пособие призвано помочь в приобретении
навыков и умения в создании научно-практических работ различного уровня с тем, чтобы
подготовить студента к выполнению научно-практической работы высшего уровня,
которой является ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.
Дипломная работа как высшая форма учебного исследования
содержит в себе все основные элементы и свойства эвристического поиска — от
усмотрения и постановки проблемы до извлечения, обобщения и литературного
оформления полученной информации. В процессе ее выполнения студент активно
овладевает методами и техникой научного исследования, умением самостоятельно
выполнять и творчески использовать свои знания для решения нетиповых задач,
приобретает навыки работы с научной литературой, библиографическими
указателями и архивными фондами. Выполнение дипломной работы включает в себя
следующие этапы. 1. Выбор Темы-2, Изучение и анализ литературы.
3. Определение
задач исследования и обоснование его актуальности и новизны.
4. Составление плана исследования и
разработка его методики.
5. Организация и проведение
исследования.
6. Оформление работы.
7. Защита
дипломной работы в государственной аттестационной комиссии.
1.
Выбор темы
Выбор темы — ответственный этап, определяющий характер и
содержание дипломной работы. Примерная тематика дипломных работ имеется на
профильных кафедрах. Студент вправе сам предложить тему дипломной работы,
обосновав его актуальность. Например, предлагаемая студентом тема может быть
продолжением и дальнейшим развитием его курсовой работы.
После того как тема выбрана, сформулирована и согласована с
руководителем, студент пишет заявление на имя декана факультета о закреплении
за ним темы дипломной работы (см. Приложение1).
Выбор темы дипломной работы и ее утверждение должны быть
завершены до окончания десятого триместра. Формулировка темы дипломной работы с
указанием научного руководителя и консультанта, утвержденная приказом ректора
университета, изменениям не подлежит.
Затем студент получает от руководителя задание на выполнение
дипломной работы, которое утверждается деканом факультета (см. Приложение 2). В
случае необходимости в задании по дипломной работе могут быть указаны
консультанты по соответствующим разделам.
2.
Изучение и анализ литературы
Начальной фазой
выполнения дипломной работы является подбор монографической и периодической
литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное
состояние вопроса, наметить оптимальную методику выполнения работы.
Значительно рационализируют и облегчают поиск и нахождение литературы каталоги
библиотек: алфавитный, предметный и систематический. Можно также воспользоваться
указателями статей профильных журналов. Например, студенты психологи и
педагоги могут воспользоваться следующими журналами: "Вопросы
психологии", Психологический журнал, Вестник МГУ, серия 14 Психология,
журнал Психологии и психиатрии им. С. С.
Корсакова, журнал Высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова. Будущим экономистам окажут помощь журналы:
"Вестник статистики", "Финансы", "Бухгалтерский
учет", Российский экономический журнал, а также газеты "Деловой
мир", "Бизнес и банки", "Коммерсант", "Финансовая
газета", "Экономика и жизнь" и т.
д. Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают реферативные
журналы и сборники, различные библиографические издания, Летопись журнальных
статей и книжная летопись, выпускаемая Всероссийской книжной палатой
еженедельно.
Приступая к дипломной работе, студент составляет свою картотеку
соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. Картотека организует и
предельно облегчает каждодневное общение с литературой, делает работу с ней
целеустремленной. Личная картотека может содержать много дополнительных данных
по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о
степени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемых
путях се использования;
названия
параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого
источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные
шифры; в какой библиотеке можно найти эту книгу и т. д.
Работая с литературными источниками, целесообразно делать
выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их
удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о
которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи,
издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сделанные на карточках,
особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных
источников по одному и тому же вопросу.
Большую помощь в критическом анализе книги или статьи
оказывают тезисы, В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства,
позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой книги
или статьи. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает
общий замысел дипломной работы. Как пишутся тезисы. После предварительного
ознакомления с текстом необходимо разбить его на ряд относительно
самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и
выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и
уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения.
Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос,
используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать
цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или же для тех случаев,
когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в самих тезисах не
приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда
достаточно обоснованными и аргументированными.
Наиболее универсальный вид записи — это конспект. С
конспектом у дипломника меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при
использовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках "для себя". При составлении конспекта нужно стремиться к форме
связанного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект должен содержать в себе
не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты,
доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение
его составителя к самому материалу. Но всегда делать это надо таким образом,
чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться где авторское, а где ваше личное понимание
вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все
содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический
конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно
охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и
проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.
3. Определение
задач исследования и обоснование его актуальности и новизны
Изучение и анализ
имеющейся литературы вплотную подводит студента к тому, чтобы сформулировать и
конкретизировать задачи, поставленные в общем виде в
задании на выполнение дипломной работы. Задачи отражают поэтапное достижение
цели. При этом уточняются предмет и границы дипломного исследования. Например,
следует решить вопрос о том, должно ли проводимое исследование дополнить наши
представления о той или иной области действительности без изменения их
принципиального существа. В этом случае может быть поставлена
задача уточнить ранее известное с помощью специально организованного
исследования, которое расширит существующие представления в данной области
знаний. Возможен и другой вариант, когда в результате изучения и анализа
литературы возникает необходимость проведения не прикладного, а теоретического
исследования, требующего разработки новой концепции, идеи, закономерности итд.
Определяя исходные параметры дипломного исследования, важно
также обосновать его актуальность, новизну и практическую значимость. Новизна
работы - это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе
дипломного исследования, не известные ранее науке и практической деятельности.
4. Составление
плана исследования и разработка его методики
После уточнения задач исследования студент разрабатывает
план дипломной работы. Затем необходимо составить календарный рабочий план
(см. Приложение 3), определяющий последовательность выполнения отдельных частей
дипломной работы. Работа над планом — творческий процесс. Именно в процессе составления
плана студент должен обдумать всю "стратегию" предстоящей работы,
привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения.
Календарный рабочий план подписывается студентом и утверждается руководителем
дипломной работы.
В плане указываются основные этапы и сроки выполнения как
работы в целом, так и ее составных частей; предполагаемый их объем (в страницах
машинописного текста или других показателях); время консультаций с
руководителем и другими специалистами. Параллельно с планированием
разрабатывается методика исследования. Она должна строго соответствовать его
задачам и логике, природе изучаемых явлений. Методика исследования включает в себя
этапы работы, обоснование выбора методик, выборку, получение первичных
результатов, способы их обработки, интерпретацию, обобщение. Достоверность и
надежность научных результатов существенно возрастают, если методы исследования
применяются в комплексе, дополняют друг друга, обеспечивают необходимую
представительность опытно-экспериментального, литературного или архивного
материала, сочетание качественного и количественного анализа.
5.
Организация и проведение исследования
На первом этапе исследования наиболее интенсивно идет процесс
планомерного накопления фактического материала. В ходе этой творческой работы
отчетливо обнаруживается, в какой степени студент овладел современными
методами и техникой исследований. На эмпирическом этапе студент должен
получить функциональное представление о предмете исследования, обнаружить
противоречие между сущим и должным, между реальной потребностью и
необходимостью сделать эту потребность достоянием научного поиска, т-е. поставить научную проблему.
На данном этапе студент определяет объект и предмет
исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера
деятельности, данная исследователю до начала работы. Более узким понятием по
отношению к объекту выступает предмет исследования. Предмет — это уже результат
исследовательского творчества студента. Предмет — существенная связь явлений в
системе объекта, от изучения которой в значительной мере зависит исследование
представлений об объекте как целостности. На основании изучения научной
литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует положить
под "микроскоп" исследования с точки зрения актуальности, важности и
перспективности.
Важной составной частью второго этапа работы являются
проведение экспериментального исследования с последующим анализом, обобщением и
систематизацией собранного фактического материала, его объективная оценка и
интерпретация. Основным теоретическим продуктом этого этапа выступает гипотеза
-система предположений и допущений, истинность которых
нуждается в проверке и подтверждении, как недоказанная теория. Гипотеза
выступает средством ориентации в проблеме. Одно из альтернативных решений
избирается для более обстоятельной разработки, которая обеспечивает
превращение догадки, выдвинутой на пробу, в теоретически обоснованное знание.
Ниже приводится пример соотношения темы дипломной работы по психологии - объекта
- предмета исследования - гипотезы. Тема
"Изучение взаимосвязи социального мышления и типа личности
подростка". Объект — мыслительный процесс у подростков. Предмет взаимосвязь социального мышления и локуса
социального контроля у подростков. Гипотеза — глубина анализа социальных задач
у подростков-экстерналов значительно больше, чем у подростков-
интерналов.
По экономике можно привести такой пример. Тема —
"Фондовая биржа, ее финансовые инструменты". Объект исследования —
механизм функционирования рынка ценных бумаг применительно к условиям
российской экономики. Предмет — роль фондовой биржи как регулятор рыночной
экономики и инструмента биржевой торговли, их место и роль в общей системе рыночного
хозяйства. Гипотеза — в связи с тем, что ценные бумаги не имеют никакой
стоимости вне сложившихся стабильных рыночных отношений, центральная задача
фондовой биржи -- выявление цены или котировки ценных бумаг, на основе
чего они и выполняют свои функции.
Гипотетический этап прокладывает путь от эмпирического
уровня исследования к теоретическому. После
формулирования гипотезы можно переходить к этапу планирования и осуществления
проверки выдвинутого предположения.
На последнем, завершающем, этапе подводятся итоги дипломного
исследования, формулируются общие выводы, разрабатываются практические
рекомендации.
6.
Оформление работы
Дипломная работа должна в краткой и четкой форме с логической
последовательностью раскрыть творческий замысел автора, содержать методику
исследования, описание проводимых экспериментов и их результаты, анализ
литературы по теме и т, п. Объем
дипломной работы должен составлять 50 - 60 страниц машинописного текста (через
два интервала). Структура ее имеет следующий вид.
- Титульный лист (см. Приложение 4).
-
Оглавление.
- Введение.
- Основной текст работы.
- Выводы и рекомендации (Заключение).
- Приложения
- Литература; .
-Аннотация на английском языке.
Во Введении раскрываются актуальность
работы, формулируются цель, объект, предмет исследования, задачи, гипотеза,
методологическая основа исследования, теоретическая основа, научная новизна,
практическая значимость работы. Иными
сливами, во введении дается общая характеристика. дипломной работы. Это
ее визитная карточка, реклама. Объем введения - - 3 5 страниц.
Первая глава может носить теоретический характер, здесь
можно дать историю вопроса, показать степень ее изученности на основе обзора
соответствующей отечественной и зарубежной литературы. В первой главе МОГУТ быть раскрыты понятие и сущность
изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. По объему первая
глава может быть не более 30% всей работы.
Вторая и последующие главы содержат описание и результаты
самостоятельного экспериментального исследования. Объем этой части; дипломной работы — 50 - 60% общего объема.
В заключение подводится итог решения тех задач, которые были
поставлены в дипломной работе, формулируются выводы и рекомендации.
Основной текст делится на главы и
параграфы - Главы нумеруются римскими цифрами (в текстовом редакторе Word, при помощи клавиш Shift+Ctrl или левый Alt+Shift переключаетесь на английский язык и вводите в верхнем индексе
I, V, X в
зависимости от необходимой цифры) в пределах всей работы и начинаются с новой
страницы (например, вверху в центре пишется "Глава I", под ней
заглавными буквами название главы (см. Приложение 6).
Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра
показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая — непосредственно
номер самого параграфа (например, 2-3. — так обозначается третий параграф
второй главы). Параграфы имеют свои названия. В отличие от глав они
располагаются сплошным текстом, один за другим. Иногда возникает необходимость
деления параграфа на смысловые части, тогда эти части нумеруются следующим
образом: 2, 3. 1. это первая часть третьего параграфа второй главы.
Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя, в
конце заголовков точку не ставят.
При изложении работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом надо
делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылку на
литературный источник в тексте дипломной работы сопровождают порядковым
номером, под которым этот источник включен в список использованной литературы.
Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6; 54]), где вторая цифра
обозначает номер страницы, из которой взята эта цитата. Это краткая ссылка.
Существует и другой вид ссылок на литературный источник построчный. В этом
случае ссылка на первоисточник дается под чертой внизу той страницы, где
заканчивается цитата. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы,
издательства, место и год издания, страницы1.
В работе не следует злоупотреблять цитатами, Но при
необходимости их использования текст цитаты из книги или какого-либо
официального документа следует воспроизводить точно, с сохранением всех
особенностей подлинника. Если цитируемая фраза приводится не
полностью, то в местах опущенного текста следует поставить многоточие. Если в
работе используются неопубликованные труды, архивные материалы, рукописи,
ранее выполненные курсовые или дипломные работы, протоколы конференций или
заседаний кафедры, то ссылка на источник дается в самом
тексте работы внизу страницы и в список литературы эти материалы не включаются.
Цифровой
материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц,
включаемых в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь
названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается
под названием таблицы вверху с правой стороны. В тексте, где это уместно по
содержанию, делаются ссылки на таблицу (например, "см. табл. III" или "Данные приведены
в таблице III")(см
Приложение 7).
Если в работе приводится таблица, заимствованная или
рассчитанная по данным статистического ежегодника или другого литературного
источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник (по правилам
цитирования ).
В случае если таблица большая или для нее требуется много
места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а
таблицу помещают на следующей странице. В таблицы не следует включать цифровой
материал, который с достаточной краткостью может' быть изложен в самом тексте.
Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте
следует давать лишь анализ и объяснение таблиц. В дипломной работе желательно
использовать иллюстрации (планы, диаграммы, графики, схемы, рисунки,
фотографии и др.). Обычно диаграммы, графики, схемы выполняются на основе
данных, вошедших в таблицы. В этом случае иллюстрированный материал должен в
работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их. Учитывая это,
важно тщательно продумать, что следует давать в виде диаграмм или графиков, а
что в виде таблиц.
Диаграммы, графики и схемы представляют наиболее удобный и
наглядный способ выражения содержания определенного материала. Все надписи на
графиках и другом иллюстрированном ма-
териале пишут
стандартным шрифтом с прописной буквы без точки на конце.
Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии,
чертежи и т. п.) обозначаются единым
наименованием "рис." (рисунок).
В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстрированного
материала независимо от его характера.
Общие
выводы излагаются в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Желательно,
чтобы конец каждого раздела или главы работы сопровождался выводами.
В
конце всей работы даются конкретные предложения или рекомендации.
Список
использованной литературы прилагается под заголовком "Литература".
Источники приводятся в алфавитном порядке. Источники на иностранном языке
даются в конце списка (см. Приложение 5).
Оглавление
помещается на отдельном листе в начале работы до введения. В нем дается точное
название отдельных частей работы (глав, параграфов, приложений), указываются
страницы, где находится данная глава или параграф.
Оформление
дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам,
направляемым в печать.
Текст
дипломной работы должен быть напечатан на пишущей машинке (или компьютере)
через два интервала на одной стороне стандартного листа белой одно-сортной бумаги формата А-4 размером 21х30 см. (по 57 -
60 знаков в строке).
Текст
на иностранных языках может быть целиком впечатан или вписан от руки. Сочетание
напечатанных и частично вписанных от руки букв или цифр не допускается.
Страницы должны иметь
поля: левое — 30 мм; правое — 10 мм;
верхнее
— 20 мм; нижнее — 25 мм.
Формулы должны быть вписаны в текст тщательно
и разборчиво, обязательно черными чернилами или тушью. Прописные и строчные
буквы надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко.
Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы — 7- 8 мм,
строчные — 4 мм, показатели степени и индексы — не менее 2 мм.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении, должны быть
выполнены на стандартных листах размером 21х30 см. или наклеены на стандартные
листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с
лицевой стороны.
Текст работы, рисунки, фотографии не должны иметь пометок,
карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка букв на букву и
дорисовка букв не допускается.
Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения,
нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и
повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра "1" не
ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и т. д. Порядковый номер печатается в середине
верхнего поля.
7. Защита дипломной работы в Государственной аттестационной
комиссии
До защиты руководитель проверяет дипломную работу, подписанную
студентом и консультантом, дает письменный отзыв со своей оценкой и также
подписывает ее. Далее работа, подписанная заведующим кафедрой, направляется
рецензенту. Рецензент дипломной работы утверждается кафедрой из числа
специалистов той области, в которой студент выполнял работу.
В рецензии отмечается актуальность исследования, насколько
успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических и практических задач,
указываются положительные стороны работы и ее недостатки. В заключение
рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне и качестве дипломной
работы. Рецензия представляется в деканат вместе с дипломной работой.
Защита дипломной
работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии
(ГАК). Весь необходимый иллюстрированный материал студент заранее вывешивает на
стендах, а сама работа предъявляется председателю ГАК.
Для доклада о выполненной работе дипломнику отводится 10 -
12 минут. В начале доклада студент называет тему работы, далее раскрывает ее
содержание. Следует особо подчеркнуть, что лично сделано дипломником, его
вклад в исследование проблемы. Особое внимание в докладе должно быть уделено
новизне полученных результатов и возможной их практической и научной
значимости. По окончании доклада члены ГАК задают дипломнику вопросы в
соответствии с темой и содержанием работы, для выявления его знаний по
вопросам, затронутым в работе и докладе. Затем на заседании ГАК зачитывается
основное содержание рецензии и дипломнику предоставляется право ответить на
замечания рецензента; зачитывается также отзыв научного руководителя, в
котором излагаются особенности данной работы, отношение студента к своим
обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы.
Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании
ГАК. При этом ГАК принимает во внимание актуальность темы,
степень самостоятельности в работе, ее оригинальность и новизну проведенного
исследования; содержание, теоретический и методологический уровень выполнения
работы; знание достижении науки, монографической и периодической литературы по
теме работы; четкость изложения доклада на защите работы и правильность ответов
на вопросы; оценку работы дипломника руководителем дипломной работы и
рецензентом.
Оценка объявляется одновременно всем студентам, защищавшим
дипломную работу в день защита. Оценка за дипломную работу идет в приложение к
диплому. Хранятся дипломные работы в библиотеке факультета.
Приложения
Приложение 1
Образец
оформления заявления на разработку дипломной работы
Московский открытый социальный университет
Декану ______________ факультета
от студента __ курса______________
_______________________________
Заявление
Прошу
Вас закрепить за мной для разработки дипломную работу на
тему:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководителем дипломной работы
прошу назначить ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________
(подпись студента)
_____200
г.
Приложение 2
Образец оформления задания на дипломную работу
Московский открытый
социальный университет
Утверждаю
Декан
________________ факультета
"___"
_________200 г.
Задание
по подготовке дипломной
работы
Студенту________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Основные проблемы (разделы)
Срок сдачи
дипломной работы
Консультанты:
Руководитель__________________________________________________________________
( Ф. И. О., ученая степень,
звание, место работы и должность)
_____________________________________________________________________________
Подпись руководителя.
__________________________________
Задание принял к
исполнению_____________________________
(дата, подпись студента)
Приложение 3
Образец
составления календарного плана
Утверждаю
Руководитель дипломной
работы
___________________________________
___________________________________
(Ф. И. О., ученая степень,
звание)
Календарный рабочий план
Студента.____________________________________________________________________
(Ф. И. О.)
по
дипломной работе на тему
__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№№ пп |
Наименование
глав, параграфов, пунктов (содержание
работы). Проведение экспериментов и др. видов работ |
Кол-во
стр. текста
или др. показали |
Срок выполнения |
Сроки консультаций |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
Календарный рабочий план составил
студент__________________
"____"_______200 г.
Московский открытый
социальный университет
Шрифт: Arial, 14, Ж,
Шрифт: Arial, 14, Ж,
Ч.
3,0
Шрифт: Arial, 14, Ж,
Ч. Шрифт: Arial, 14, Шрифт: Arial, 14, Ж, Ч. 1,0 Шрифт: Arial, 14, Ж, Ч.
Дипломная работа
Освобождение от
уголовной ответственности
Руководитель работы: Акимочкин В. И.
Шрифт: Arial, 14, Шрифт: Arial, 14, Ж,
Ч.
Шрифт: Arial, 14,
Приложение
5
ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
После фамилии
автора следует название работы /статьи. Список составляется в
алфавитном порядке. Для
юристов: в начале нормативные акты
по юридической силе Периодические
издания отделяются по тексту двумя косыми линиями, указываются год, номер
и страница источника.
Литература
1. Михайлов И.В. Проблема
профессиональной зрелости в трудах Д.У Сьюпера // Вопросы психологии, 1975, №
5, С. 110-122.
2. Климов Е.А. Об одном ходе мысли,
полезном для психолога.// Вести МГУ, сер 14- психология, 1992, № 3, С. 3-12.
3. Пряжников Н.С. Соотношение
понятий личности и профессиональное самоопределение // Понятийный аппарат
педагогики и образования/ под ред. Е.В. Ткаченко, Вып. 1.- Екатеринбург, 1995, С. 119-129.
4. Стрельников Ю.К. психологические
процессы в операторском труде. – М.: Изд-во МГУ, 1989, - 80 с.
5. Хрестоматия по инженерной
психологии / под ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая
школа, 1991, -128с.
6. Eysenck H.J. The structure of human personality. L., 1953.
Коллегиальные
труды, составленные под чьей-либо редакцией, отделяются одной косой линией. Источники на
английском языке вносятся в список в конце.
Приложение
6
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ
Оглавление
Введение....................................................................................................... 2
Глава I
НАЗВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.................................................................... 7
1.1. Первый параграф
первой главы................................................. 8
1.2.Второй параграф
первой главы................................................... 11
Глава II
НАЗВАНИЕ
ВТОРОЙ ГЛАВЫ.................................................................... 14
1.2. Первый параграф
второй главы................................................. 14
2.2. Второй параграф
второй главы.................................................. 19
3.2.Третий параграф второй
главы................................................... 24
Глава III
НАЗВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.................................................................. 29
3.1. Первый параграф
третьей главы............................................... 30
3.2. Второй параграф
третьей главы................................................ 35
3.3. Третий параграф
третьей главы................................................. 40
3.3.1. Первая часть
третьего параграфа третьей главы....... 42
3.3.2. Вторая часть
третьего параграфа третьей главы....... 45
Глава IV
НАЗВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ............................................................ 50
Заключение................................................................................................... 56
Приложения ................................................................................................. 58
Литература.................................................................................................... 62
Приложение
7
Таблица III
Признаки, свидетельствующие о
наличии криминальной субкультуры
«другой жизни» в
среде несовершеннолетних в учреждении
Признаки «другой»
жизни |
Мнения экспертов |
||||
по ВТК |
по спецПТУ |
||||
количество |
ранг |
количество |
ранг |
||
Наличие
враждующих группировок. Жесткая
групповая стратификация. Появление
меченых столов, посуды,
одежды, других предметов. |
80 79 77 |
1 2 3 |
29 44 28 |
16 1 17 |
|
Факты групповых побегов,
уходов из учреждения. |
73 |
4 |
33 |
14 |
|
Наличие
неофициальной системы «мелких»
исключений для «верхов». |
72 |
5 |
35 |
8 |
|
Психологическая;
физическая изоляция
«отверженных». |
71 |
6 |
34 |
11 |
|
Наличие кличек у
членов групп. |
70 |
7 |
40 |
6 |
|
Распространенность азартных
игр в группах. |
68 |
8 |
41 |
5 |
|
Факты вымогательства
денег, пищи, личных вещей. |
67 |
9 |
37 |
9 |
|
Групповые
нарушения режима. |
65 |
10 |
42 |
4 |
|
Распространенность
тюремной лирики, поделок
и способов проведения
досуга. |
64 |
11 |
36 |
10 |
|
Распространение
татуировок тюремного содержания. |
59 |
14 |
43 |
3 |
|
Распространенность
уголовного (воровского)
жаргона. |
63 |
12 |
27 |
18 |
|
Появление
случаев токсикомании и
употребления наркотиков. |
61 |
13 |
25 |
19 |
|
«Прописка»
новичков,
распространенность
тюремных клятв. |
49 |
15 |
39 |
7 |
|
Уклонение от
определенного вида работ,
«грязных» и непристижных видов
работы (уборка территории,
помещений. |
45 |
16 |
34 |
13 |
|
Отказ от участия
в работе актива и общественных организаций, двурушничество активистов. |
44 |
17 |
30 |
15 |
|
Факты полового извращения (мужеложство). |
43 |
18 |
43 |
2 |
|
Порча
общественного имущества, инвентаря,
продукции (вандализм). |
35 |
19 |
18 |
20 |
|
Симуляция,
аггравация и факты
членовредительства. |
34 |
20 |
20 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
1 Сластенин В.А., Темнова Л.В. Методическое пособие по выполнению дипломной работы. М.: МП «АС ПЛЮС», 1995, С. 11. (Меню «Вставка»/Сноска/обычная/другая - для каждой страницы сноски начинаются с 1).